О тестировании

Расписание ЦТ/ЦЭ−2024

ДатаЦТ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
3 июня (пн)математика, биология, иностранные языки, география, всемирная история (новейшее время)
6 июня (чт)физика, химия, история Беларуси, обществоведение
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы
21 июня (вт)резерв: все учебные предметы, кроме русского языка и белорусского языка
23 июня (чт)резерв: русский язык и белорусский язык
ДатаЦЭ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы

Источник.

На нашем сайте пред­став­ле­ны около 1000 за­да­ний для под­го­тов­ки к ЦТ по гео­гра­фии. Общий план эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты пред­став­лен ниже.



ПЛАН ЭК­ЗА­МЕ­НА­ЦИ­ОН­НОЙ РА­БО­ТЫ ЦТ ПО ГЕО­ГРА­ФИИ 2024 ГОДА
читать полностью: спецификация.


Ра­бо­та со­сто­ит из 44 за­да­ний: за­да­ний I уров­ня слож­но­сти — 2 (5%), за­да­ния II уров­ня слож­но­сти — 12 (32%), III уров­ня слож­но­сти — 16 (42%), IV уров­ня слож­но­сти — 7 (18%), V уровня сложности — 1 (3%).

За­да­ния с вы­бо­ром вер­но­го от­ве­та (Часть A) — 16, за­да­ний с крат­ким от­ве­том (Часть B) — 22.

Часть А включает задания закрытого типа, выполнение которых предполагает выбор правильного ответа из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо выбрать или сформулировать ответ и записать его в бланк ответов в виде буквы, нескольких букв, слова, нескольких слов, словосочетания, цифры, нескольких цифр, последовательности цифр, целого числа или сочетания букв и цифр.

Ра­бо­та рас­счи­та­на на 90 минут.



ОБЪ­ЕК­ТЫ КОН­ТРО­ЛЯ

Тест по гео­гра­фии пред­на­зна­чен для про­вер­ки учеб­ных до­сти­же­ний. Аби­ту­ри­ент дол­жен знать:

– ос­нов­ные за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки, осо­бен­но­сти вза­и­мо­дей­ствия между при­род­ной сре­дой и об­ще­ством;

– вклад уче­ных в раз­ви­тие гео­гра­фии, роль гео­гра­фи­че­ской науки в ре­ше­нии про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия об­ще­ства и при­ро­ды;

– осо­бен­но­сти при­ро­ды Земли и на­се­ле­ния мира, уро­вень раз­ви­тия, спе­ци­а­ли­за­цию и раз­ме­ще­ние от­рас­лей (видов де­я­тель­но­сти) ми­ро­во­го хо­зяй­ства;

– со­вре­мен­ную по­ли­ти­че­скую карту мира, осо­бен­но­сти ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры на­се­ле­ния ре­ги­о­нов мира;

– при­ро­ду ма­те­ри­ков и оке­а­нов, осо­бен­но­сти при­ро­ды, на­се­ле­ния и хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти в раз­лич­ных стра­нах и ре­ги­о­нах;

– место Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь в ми­ро­вом со­об­ще­стве, осо­бен­но­сти при­ро­ды, на­се­ле­ния, хо­зяй­ства стра­ны;

– ос­нов­ные этапы раз­ви­тия ми­ро­во­го хо­зяй­ства, со­вре­мен­ную струк­ту­ру ми­ро­во­го хо­зяй­ства;

– гло­баль­ные гео­эко­ло­ги­че­ские и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­бле­мы;

– сущ­ность про­блем при­ро­до­поль­зо­ва­ния и стра­те­гии устой­чи­во­го раз­ви­тия;

Аби­ту­ри­ент дол­жен уметь:

– ра­бо­тать с кар­то­гра­фи­че­ски­ми ма­те­ри­а­ла­ми и дру­ги­ми ис­точ­ни­ка­ми гео­гра­фи­че­ской ин­фор­ма­ции;

– чи­тать то­по­гра­фи­че­скую и гео­гра­фи­че­ские карты, гра­фи­ки хода ос­нов­ных кли­ма­ти­че­ских по­ка­за­те­лей, розу вет­ров;

– опре­де­лять сред­не­су­точ­ные и сред­не­ме­сяч­ные тем­пе­ра­ту­ры, со­по­став­лять кли­ма­ти­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки;

– рас­счи­ты­вать го­до­вую ам­пли­ту­ду тем­пе­ра­тур, от­но­си­тель­ные пре­вы­ше­ния, сред­нюю плот­ность на­се­ле­ния по ста­ти­сти­че­ским дан­ным;

– опре­де­лять по карте глу­би­ну и про­тя­жен­ность оке­а­нов с за­па­да на во­сток и с се­ве­ра на юг;

– со­став­лять опи­са­ние при­ро­ды и ре­сур­сов оке­а­нов, схему струк­ту­ры хо­зяй­ства, от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти (видов де­я­тель­но­сти), сель­ско­го хо­зяй­ства, транс­пор­та;

– объ­яс­нять осо­бен­но­сти раз­ме­ще­ния, струк­ту­ры на­се­ле­ния, со­вре­мен­ные де­мо­гра­фи­че­ские про­цес­сы;

– уста­нав­ли­вать при­чин­но-след­ствен­ные связи между гео­гра­фи­че­ским по­ло­же­ни­ем, при­род­ны­ми усло­ви­я­ми и хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью че­ло­ве­ка на ма­те­ри­ках, в ре­ги­о­нах, стра­нах;

– ком­плекс­но ха­рак­те­ри­зо­вать ма­те­рик, ре­ги­он, го­су­дар­ство;

– ха­рак­те­ри­зо­вать струк­ту­ру ми­ро­во­го хо­зяй­ства, гео­гра­фию сек­то­ров ми­ро­во­го хо­зяй­ства;

– объ­яс­нять ос­нов­ные фак­то­ры раз­ме­ще­ния про­из­вод­ства на при­ме­ре от­дель­ных от­рас­лей (видов де­я­тель­но­сти) хо­зяй­ства;

– ана­ли­зи­ро­вать при­чи­ны и по­след­ствия гео­эко­ло­ги­че­ских про­блем гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских гло­баль­ных про­блем.



МИ­НИ­МАЛЬ­НЫЕ БАЛЛЫ

Пер­вый
про­филь­ный
Вто­рой
про­филь­ный
Все
пред­ме­ты
Бе­ло­рус­ский язык
Рус­ский язык
25–100
бал­лов
10–100
бал­лов
7–100
бал­лов*
Ма­те­ма­ти­ка
Фи­зи­ка
Химия
Био­ло­гия
20–100
бал­лов
10–100
бал­лов
Ис­то­рия Бе­ла­ру­си
Все­мир­ная ис­то­рия
Об­ще­ство­ве­де­ние
Гео­гра­фия
Ино­стран­ные языки
25–100
бал­лов
15–100
бал­лов

* В Уни­вер­си­тет граж­дан­ской за­щи­ты МЧС РБ, Во­ен­ную ака­де­мию РБ, Ин­сти­тут по­гра­нич­ной служ­бы РБ, на во­ен­ные фа­куль­те­ты и спе­ци­аль­нос­ти «Про­из­водст­во, хра­не­ние и пе­ре­ра­бот­ка про­дук­ции рас­те­ние­водст­ва», «Жи­вот­но­водст­во. Ры­бо­водст­во. Пче­ло­водст­во», «Сель­ское стро­и­тельст­во и обуст­ройст­во тер­ри­то­рий», «Ме­лио­ра­ция и вод­ное хо­зяйст­во», «Аг­ро­ин­же­не­рия»


КАК СЧИ­ТА­ЮТ­СЯ БАЛЛЫ ЦТ

A1−A16 1 балл — верно
0 бал­лов — не­вер­но
В1, В4–В10, В12–В14, В18, В20, В22 2 балла — верно
0 бал­лов — не­вер­но
В2, В3, В11, В15–В17, В19, В21 2 балла — верно
1 балл — ча­стич­но верно
0 бал­лов — не­вер­но

Ча­стич­но вер­ным ответ будет за­счи­тан в слу­ча­ях, если в за­да­нии с не­сколь­ки­ми вер­ны­ми от­ве­та­ми 1, 3, 5 вы­бра­но, либо на один ответ боль­ше, либо на один мень­ше: на­при­мер 1, 2, 3, 5, и 1, 3, со­от­вет­ствен­но. А если вы­бра­но 1, 3, 4, то ответ будет счи­тать­ся не­пра­виль­ным, так как тут две ошиб­ки (не­пра­виль­но вы­бран ответ 4 и не вы­бран пра­виль­ный — 5). Когда в части В нужно со­по­ста­вить по­ня­тия и опре­де­ле­ния (А1Б2В4Г3), ча­стич­но пра­виль­ным счи­та­ет­ся за­да­ние с одной не­пра­виль­ной циф­рой.



ОФИ­ЦИ­АЛЬ­НАЯ ШКАЛА 2023 ГОДА

Пер­вич­ный балл
Те­сто­вый балл
0
0
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
10
7
16
8
20
9
25
10
30
11
35
12
39
13
43
14
48
15
52
16
55
17
57
18
58
19
59
20
60
21
61
22
62
23
63
24
64
25
65
26
66
27
67
28
68
29
69
30
70
31
71
32
72
33
73
34
74
35
75
36
76
37
77
38
78
39
79
40
80
41
81
42
82
43
83
44
84
45
85
46
86
47
87
48
88
49
89
50
90
51
91
52
92
53
93
54
94
55
95
56
96
57
97
58
98
59
99
60
100